Личный планшет конструктора Василия Гавриловича Грабина, возглавлявшего Центральное артиллерийское конструкторское бюро в Калининграде. Предмет использовался военными офицерами с 1912 года для хранения документов и канцелярских принадлежностей. Имеет особую не мешающую при движении форму, при которой руки остаются свободными, а документы остаются в сохранности.
Трофейный немецкий армейский командирский автомобиль «Фольксваген КДФ 82» Использовался Красной Армией как для перевозки людей (офицерского состава), так и для транспортировки советских противотанковых пушек.
В 10 ч. 38 мин. 12 февраля 1947 года около посёлка Бейцухе Приморского края в Уссурийской тайге в горах Сихотэ-Алинь на Дальнем Востоке при входе в атмосферу разрушился железный метеорит, выпавший в виде метеоритного дождя. Общая масса осколков оценивается в 60–100 тонн. Собрано более 3500 фрагментов общей массой 27 тонн. Крупнейший целый фрагмент имеет массу 1745 кг. Входит в десятку крупнейших метеоритов мира.
37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года разработана на основе шведской 40-мм пушки Bofors на Заводе №8 им. М.И. Калинина. Главный конструктор – Михаил Николаевич Логинов. Являлась первой советской автоматической зенитной пушкой, запущенной в крупносерийное производство. На базе 61-К было создано семейство корабельных зенитных орудий.
Неповторимым образцом художественной культуры, воссоздавшим события нового государства, является сохранившийся шедевр советского авангарда, уникальное панно-стенопись художника Василия Николаевича Маслова под названием «Индустриализация» (конец 1920-ых - нач. 1930 гг.). Центральное место на панно занимает фигура Владимира Ильича Ленина.
76-мм дивизионная и противотанковая пушка образца 1942 года сконструирована под руководством Василия Гавриловича Грабина – начальника и главного конструктора Центрального артиллерийского конструкторского бюро, располагавшегося в Калининграде. Работы по конструированию орудия были начаты в марте 1941 года. Упорство конструктора позволило принять орудие на вооружение.
Впервые обратная сторона спутника Земли была сфотографирована автоматической станцией «Луна-3» 7 октября 1959 года. Недостающее западное полушарие фотографировали межпланетные станции «Зонд» и «Зонд-3». Снимки, сделанные этими станциями, передали изображение Луны почти «без белых пятен».
Одна из четырех технологических копий первого искусственного спутника Земли (ПС–1). Запуск ракеты-носителя со спутником состоялся 4 октября 1957 года в 22 часа 28 мин. по московскому времени. После отделения спутника от последней ступени ракеты начали работать передатчики, и в эфир полетели ставшие легендарными позывные «Бип…бип…бип». Масса ПС-1 – 83,6 кг.
Лампа принесена в дар музею дочерью Сергея Павловича Королёва – Наталией Сергеевной. По ее словам, лампа всегда была на даче семьи, и её включали по вечерам.
Два предмета из чайного сервиза «Косарь и Жница» художника Михаила Михайловича Адамовича созданы в первые годы Первой пятилетки (1928-1932 гг.). Их автор, работавший на Дулёвском фарфоровом заводе, является одним из создателей стиля агитационного фарфора. Его работы заслужили признание и высокие оценки ещё в первые годы Советской власти, когда он работал на Государственном Фарфоровом Заводе в Ленинграде.
45-мм противотанковая пушка образца 1937 года за исключением колесной пары была полностью создана в конструкторском бюро Завода № 8 под руководством конструкторов Михаила Николаевича Логинова и Владимира Михайловича Беринга. Чертежи орудия были приобретены у немецкой фирмы «Рейнметалл». Первоначальный калибр 37 миллиметров не удовлетворял запросы Нарком вооружения, и калибр представленного орудия приобрел размер 45 миллиметров, который впоследствии стал нарицательным.
Как художнику мольберт, так и конструктору необходим кульман – чертёжный инструмент, в котором собраны воедино чертёжная доска на станине, пантограф, перемещающий закрепленное на нём угломерное приспособление, и линейки: вертикальная и горизонтальная. Автором чертёжного прибора и основателем фирмы, выпускавшей кульманы, является немецкий инженер Франц Кульман.
В первой четверти ХХ века в СССР велась борьба с религией, и веру в счастье несли накомодные слоники. Их было семь, по числу дней в неделе. Слоники занимали самые почётные места в домах советских граждан. Фарфор, фаянс, гипс – материал хрупких носителей, и, увы, не часто количество слонов соответствовало семи.
Картина подарена музею автором Георгием Зайцевым.
Археологически подтверждается, что поселения со стороны Клязьмы, также возникшие в первой половине XII века, были более мощными, то есть освоение местности шло от Клязьмы в сторону Яузы и Москвы-реки. Княжеские военные дружины, сборщики дани, торговые караваны шли кратчайшим путем: из Клязьмы в Яузу волоком.
Коромысло – дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух ведер и грузов. Коромысло кладется на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.
Период создания: вторая половина ХХ века.
Техника: кустарное производство.
Самопрялка вертикальная – «стояк» предназначалась для изготовления пряжи из льна и шерсти. Состоит из прямоугольной подставки на фигурных ножках, стояк – из двух вертикальных стоек с прядильным прибором сверху в виде рогульки и двух катушек, и колеса из дерева, которое приводится в движение шатуном и педалью.
Период создания: первая половина ХХ века
Техника: кустарная работа
Рукомой – подвесной сосуд с шаровидным туловом, подвижной петлевидной ручкой и двумя выливными носиками, предназначен для умывания и мытья рук.
Период создания: первая половина ХХ века
Использовался для кипячения воды и приготовления чая. На центральной части тулова выгравирована надпись «Торговый Домъ Аленчиковъ и Зиминъ». Слева и справа от надписи – оттиски медалей за участие во Всероссийских и международных художественно-промышленных выставках, всего – 9 оттисков, один из них с изображением Леопольда II (медаль, полученная в Берлине в 1891 г.).
Использовался для глажения белья в крестьянских семьях. Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож. Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания (стирки) и глажения белья. Отжатое вручную белье наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем.
Изготовлены мастером Питером Торклером, в 1780-1783 годах работавшего в собственной мастерской в Лондоне. По воспоминаниям очевидцев, они очень нравились Владимиру Ильичу. Ранее имели музыкальный центр с двенадцатью мелодиями – по одной на каждый час суток.
Находился в усадебном доме А.Н. Крафта, во времена размещения на территории усадьбы Болшевской трудовой коммуны стоял в Ленинской комнате. Имеет необычной формы ножки – в виде львиных лап.
Мини-электростанция, которая давала свет в комнаты. В доме, где жил В.И. Ленин, не было электричества, и ему приходилось работать при свете керосиновой лампы. Шофер автосаней П.С. Космачёв нашел провод, поставил в коридоре дома аккумуляторы от автомобиля и протянул от них проволоку к маленькой настольной лампе В.И Ленина.
Журнал, выполненный в конструктивистском стиле художником В.Н. Масловым, издавался членами Болшевской трудовой коммуны. Статьи рассказывают о быте коммуны, жизни в тюрьмах, визите в коммуну представителей власти, М. Горького и других именитых гостей.
Дирижерская палочка слоновой кости была подарена музею в 2011 году потомком выдающегося русского композитора Николая Карловича Метнера Кириллом Львовичем Тарасевичем.
Период создания: конец XIX века
Уникальный графический цикл выдающегося русского художника Казимира Севериновича Малевича создан для спектакля Московского Художественного театра «Анатэма» в 1909 г.; цикл гелиогравюр – портретная галерея героев пьесы, написанной Леонидом Николаевичем Андреевым также в 1909 году.
Авторское повторение фрагмента картины «Видение отроку Варфоломею» Михаила Васильевича Нестерова, выполненное специально для Сергея Николаевича Дурылина в знак признательности за цикл работ 1920-х годов, посвященных творчеству художника: «Димитрий Царевич Убиенный», «Преподобный Сергий Радонежский в творчестве Нестерова» и Святая Русь.
По легенде, принадлежала Борису Леонидовичу Пастернаку – выдающемуся русскому поэту и прозаику, многолетнему другу и ученику Сергея Николаевича Дурылина. Выполнена на заводе «Вербилки» в 1950-е гг.
В годы Великой Отечественной войны, после смерти поэта, выходили издания произведений, переведённых на русский язык М.И. Цветаевой, среди которых: «Баллады и песни английского народа» и «Ф.Г. Лорка. Избранное».
Свой автограф поэт оставила на фотографии с изображением 11 плачущих детей – «Алеше с самыми сердечными поздравлениями пожеланиями. Февраль 1939 г. МЦ». Поздравление А.В. Сеземану с рождением сына Николки. Семья Клепининых-Сеземан – соседи по болшевскому дому семьи М.И. Цветаевой.
Украшение было куплено М.И. Цветаевой в 1930-ых гг. во Франции. Браслет украшен камнями из бирюзы, малахита, сердолика. Был передан исследователю жизни и творчества поэта – Елене Баурджановне Коркиной от Ариадны Эфрон.
Фотография сделана в Москве и подарена поэту Анатолию Штейгеру (Ванв, 2го августа 1936 г.). На обороте: над датой – «Только глаза вышли – темные. Было и есть очень светлые. МЦ» По периметру – «Я тогда как раз писала Стихи о Москве, а Мандельштам – мне – Флоренцию в Москве и (?) – из Tristia. Двадцать лет назад. Але было – три».
Пианино Zimmermann сестра М.И. Цветаевой, Анастасия, купила в Москве и подарила своим внучкам, отослав его к ним домой в 1971 году в Павлодар (Казахстан). В 1975 году внучки вернулись в Москву и привезли пианино.