Сувенирный набор «Колхозное стадо»


«Колхозное стадо», выполненное из белой раскрашенной глины — маленькие фигурки пастуха с собакой и «семейства»: коров, лошадей, овец, коз, — было куплено Мариной Ивановной Цветаевой и Ариадной Сергеевной Эфрон на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в августе 1939 года. «Последнее счастливое видение её — дня за 4 [Алю арестовали 27 августа 1939 года] — на Сельскохоз. выставке, «колхозницей», в красном чешском платке — моём подарке. Сияла».

Читать далее...

Эту запись Марина Ивановна Цветаева сделает через год в сентябре 1940-го. «Был сияющий августовский день, ослепительные павильоны и фонтаны выставки, - вспоминала Ариадна Эфрон эту поездку через шесть лет, в 1945 году, в письме из Мордовии, где она отбывала ссылку. — В одном из кустарных киосков купили большого кустарного льва. Маме особенно понравился павильон Грузии, некоторые небольшие (Башкирский и т.д.), из животных – овчарки. Она сказала, что всё – гораздо лучше Международной выставки [в Париже]. Папа, тогда болевший, чувствовал себя хорошо, мы были все вместе, это был последний радостный день. Через три дня мы с мамой простились навсегда…» Набор изготовлен во второй половине 1930-х годов в СССР работниками артельной мастерской. К сожалению, сохранился не полностью, в наборе отсутствуют 4 фигурки. Передан в дар музею А. А. Саакянц.

Автограф М. И. Цветаевой


Зимой 1939 года Марина Ивановна Цветаева отправила из Франции в Советский Союз поздравительную открытку Алексею Сеземану в честь рождения у него сына Николки. На фотографии с изображением одиннадцати плачущих детей написала: «Алеше с самыми сердечными поздравлениями пожеланиями. Февраль 1939 г. МЦ». Семья Клепининых-Сеземан — соседи М. И. Цветаевой по болшевскому дому.

Браслет. Принадлежал М. И. Цветаевой


Украшение, представленное в экспозиции музея, было куплено Мариной Ивановной Цветаевой в 1930-ых гг. во Франции. Металлический браслет, украшенный камнями из бирюзы, малахита, сердолика, был передан Ариадной Эфрон исследователю жизни и творчества поэта – Елене Баурджановне Коркиной. Ариадна вспоминала о маме: «Руки её были не женственные, а мальчишечьи, небольшие, но отнюдь не миниатюрные, крепкие, твердые в рукопожатьи, с хорошо развитыми пальцами, чуть квадратными к концам, с широковатыми, но красивой формы ногтями. Кольца и браслеты составляли неотъемлемую часть этих рук, срослись с ними —  так раньше крестьянки серёжки носили, вдев их в уши раз и   навсегда».

Автограф М. И. Цветаевой на её фотографии с Ариадной


Фотография Марины Ивановны Цветаевой с дочерью Ариадной была сделана в 1916 году, а 2 августа 1936 года подарена Анатолию Штейгеру (адресату стихотворного цикла Цветаевой «Стихи сироте»). На обратной стороне фотографии Марина Ивановна написала: «Только глаза вышли тёмные. Было и есть очень светлые. М.Ц. Ванв. 2-го августа 1936 г.», а по периметру добавлено: «Я тогда писала как раз стихи о Москве, а Мандельштам — мне — о Флоренции и из Tristia. Двадцать лет назад. Але было – три».

Пианино Zimmermann


Музыкальный инструмент передан в дар музею Ольгой Андреевной Трухачёвой — внучкой Анастасии Ивановны Цветаевой — в ноябре 2015 года. Зимой 1971 года А. И. Цветаева купила пианино в Москве и отправила его в Павлодар (Северный Казахстан), где в то время жила семья её сына. Ольга Андреевна пишет: «Бабушка очень беспокоилась, что за время долгого пути из Москвы в Павлодар, у инструмента может повредиться или, что ещё хуже, — лопнуть рама. К сожалению, с первым пианино, которое она нам посылала в 1964 году, так и случилось. Однако сам инструмент доехал благополучно. [ ] в 1975 году мы вернулись в Москву, конечно же, пианино приехало со мной, поселилось у меня на долгие 44 года… Бабушка писала, что когда её не станет, и мне взгрустнётся, чтобы я сыграла ей вслед… Она услышит. Теперь я спокойна, так как знаю, что пианино будет звучать в музее её сестры — Марины. Рада, что люди будут слушать и слышать музыку. Думаю, что бабушка была бы довольна».