20:24
С.Н. Дурылин. Троицкие записки. Наше Наследие. 2015. № 116

«Троицкие записки» охватывают период с 18 декабря 1918 года по 20 июля 1919 года. Это последний по времени из сохранившихся больших дневников Дурылина. Ему предшествуют «Олонецкие записки» (1917–1918) и Оптинский дневник (24 мая ˗ 20 июня 1918).

Среди героев «Троицких записок» – и «великие», и «безвестные»: В.В. Розанов и П.А. Флоренский, М.А. Новоселов и преп. Анатолий Оптинский, Л.А. Тихомиров и Ю.А. Олсуфьев, С.И. Фудель и А.А. Сидоров – и Н.С. Чернышев и Г.Х. Мокринский, О.Г. Ванханен и о. Феодот Мартемьянов, К.В. Вознесенский и М.А. Голубцова, – и многие, многие другие, философы и литераторы, искусствоведы и священники, будущие святые – и красные комиссары. Ключевая тема всего текста – тема гибели и утраты. Не менее драматичны события в мире социальном: происходит вскрытие мощей преп. Сергия Радонежского – святыни Лавры; «либеральный» переворот фактически губит центр русской православной учености – Московскую Духовную Академию; все тревожнее известия из Оптиной. Рубеж 1918–1919-х годов действительно был точкой перелома в русской культуре. «Переломить» до конца – не удалось. Зато удалось и пережить, и переосмыслить. По охвату тем, масштабности размышлений, глубине и разнообразию идей «Троицким запискам» нет равных среди других дурылинских дневников. Здесь затронуты практически все главные его темы: онтология иконы и связанная с ней онтология личности, агиология, историософия, эсхатология. Из фрагментов, разбросанных по всему тексту, легко выстраивается единая религиозно-философская модель, идеи которой перемежаются с воспоминаниями и фрагментами писем, описаниями внутренней духовной борьбы и молитвой, откликами на встречи и события. От «Троицких записок» ‒ всего один шаг к тому синтетическому жанру, в котором Дурылин начнет через пять лет в Челябинской ссылке в 1924 г. писать свою главную книгу, «В своем углу».

С. 77 — 103; Наше Наследие. 2016. № 117. С. 94 — 111; Наше Наследие. 2016. № 118. С. 82 – 104. (А.И. Резниченко, Т.Н. Резвых, предисл, послесл., публ., подбор иллюстраций)

Для широкого круга читателей.

Категория: Издания |